Тихонов А.П. СОЦИОНИКА И ТИПОВЕДЕНИЕ — ЭКСТРАВЕРТНЫЙ И ИНТРОВЕРТНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ К.Г.ЮНГА // Соционика, ментология и психология личности – 1998, №5, — с.40-45,
Повторно – Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, 2004, № 12
Показано различие в подходах соционики и типоведения к развитию теории К.Г.Юнга о психологическом типе личности.
Ключевые слова: соционика, типоведение, психическая функция, психический процесс, психологический тип.
Теория К.Г.Юнга [ 1 ] о психологических типах личности получила свое дальнейшее развитие по двум самостоятельным направлениям — соционика и типоведение. Довольно подробный сопоставительный анализ этих двух путей развития был проведен В.В.Гуленко [ 2 ]. Кроме того, были описаны отдельные различия в используемых моделях [ 3, 4 ] и подходах к понятию «психическая функция» [ 5, 6 ].
Тщательный анализ соционической литературы и сопоставление его с первоисточником типоведения — работой И.Бриггс-Майерс и П.Б.Майерс «Различия даров» [ 7 ], позволили найти новые интересные различия между соционикой и типоведением.
1. К.Г.Юнг — основные положения.
Известно, что Юнгом были выделены четыре «психические функции» [ 1 ]: мышление, чувства, ощущения и интуиция. При их описании он буквально одной фразой упомянул о том, что функции мышления и чувства — рациональны, а ощущение и интуиция — иррациональны. Далее Юнг уже описывал выделяемые им группы психологических типов как рациональные и иррациональные.
Кроме того, им было выделено две установки психики: экстравертная и интровертная. Так же, одной фразой, Юнг высказал предположение о том, что экстравертная или интровертная установки могут быть отнесены не ко всему типу в целом, а к отдельной психической функции.
В общем виде Юнгом были описаны восемь психологических типов.
2. Соционика — экстравертный путь развития.
А.Аугустинавичюте, развивая теорию Юнга, заменила три из четырех названий психических функций и детализировала эти понятия, расщепив каждую из них на две составляющих — экстравертную (объектную, черную) и интровертную (субъектную, белую), разработала «Модель А» и получила в результате 16 типов.
Кроме того, ею и ее коллегами была разработана теория коммуникативных аспектов, широко используемая в соционике. «Аспект» рассматривается как отдельный «элемент» полного информационного потока, воспринимаемого психикой человека [ 8 ]. Практически, в модели А, «…аспект дихотомически противопоставляется функции по принципу сырье/инструмент. Функция словно инструмент «перемалывает» поступающее сырье — поток информационных аспектов» [ 6 ].
Также А.Аугустинавичюте была разработана теория интертипных отношений [ 9 ].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— соционика, по сравнению с исходной типологией К.Г.Юнга, является теорией с более глубокой степенью детализации анализа психологического типа личности (более подробно см. [10]);
— соционика является экстравертным путем развития теории К.Г.Юнга, поскольку: во-первых, информационный поток существует объективно, и в его составе существуют составляющие — «аспекты», обрабатываемые соответствующими «экстравертными» или «интровертными» психическими функциями, а во-вторых — сами соционические термины «экстравертированная (или экстравертная)» / «интровертированная (или интровертная)» функция предполагает заранее (от природы?..) определенную их вертность по отношению к самому типу.
Возможно, это обусловлено тем, что ТИМ создательницы соционики А.Аугустинавичюте экстравертен — ИЛЭ, или ENTP по американскому варианту обозначения.
3. Типоведение — интровертный путь развития.
И. Бриггс-Майерс, продолжая труд своей матери К.Бриггс, пошла другим путем [ 7 ]. Заменив термин Юнга «функция» на «процесс» и объединив его с «установками», она получила четыре «предпочтения» или «предрасположенности» (preference). Таким образом произошло укрупнение понятий Юнга, а следовательно — степень детализации анализа психологического типа личности стала более общей [ 10 ] по сравнению с Юнгом и с соционикой, хотя количество типов также стало равно 16. Интертипные отношения здесь рассматриваются только путем анализа различных «предпочтений».
Кроме того, при описании «психических процессов» восприятия или суждения личности в типоведении [ 7 ] используются термины «extraverted process» и «introverted process» , что соответствует пассивному залогу [ 11 ], и на русский язык переводится как «процесс, который экстравертирован, или экстравертируемый» или «интровертируемый», соответственно. Т.е. в данном случае процесс экстравертируется или интровертируется личностью субъективно. Налицо субъективный, т.е. интровертный подход!!!
Возможно, это обусловлено тем, что ТИМ основоположницы типоведения И.Бриггс-Майерс — INFP, что соответствует ИЭИ в соционике. (Эта информация получена в частной переписке с САРТ — «Центром по применению психологических типов», США).
Между прочим, этот нюанс с использованием активного и пассивного залога не был замечен переводчиками известной у нас книги О.Крегера и Дж.М.Тьюсон «Типы людей» [ 12], которые в разделе «Appendix 2» допустили ошибку при переводе описания доминантной и вспомогательной функций. Используемые в оригинале [ 13 ] термины «Introverted Sensing» и «Extraverted Thinking» они перевели активным залогом «интровертная сенсорность» и «экстравертный рационализм» (а в этом случае еще и двойная подмена терминов, ведь слово «thinking» переводится как «мышление«), внеся еще большую сумятицу в умы некоторых социоников [ 14, 15 ], хотя там же [ 12 ] черным по белому написано: «…Короче говоря, Экстраверты экстраверсируют свою «доминирующую функцию», Интроверты, со своей стороны, экстраверсируют свою «вспомогательную функцию»(выделено мной — А.Т.).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— типоведение, по сравнению с исходной типологией К.Г.Юнга, является теорией с более общей степенью детализации анализа психологического типа личности [ 10 ];
— типоведение является интровертным путем развития теории К.Г.Юнга, поскольку: во-первых, здесь не учитывается наличие объективно существующего потока информации, а во-вторых — субъект, т.е. личность, сам экстравертирует или интровертирует работу своего «психического процесса».
Но самое интересное заключается в том, что описание смыслового содержания «экстравертируемых и интровертируемых психических процессов» [ 7 ], используемое в типоведении, практически не соответствует различным описаниям смыслового содержания «информационных аспектов», используемых в соционике [ 8, 16, 17, 18, 19 ]. Желающие сравнить — могут сделать это самостоятельно. Ниже приводятся четыре сопоставительных таблицы «экстравертируемых и интровертируемых процессов», сделанные еще Катариной Бриггс в процессе ее первоначального изучения книги К.Г.Юнга «Психологические типы» [ 1 ], и включенные ее дочерью Изабеллой Бриггс-Майерс в [ 7 ]. Таблицы приводятся в подстрочном переводе, сделанном мной, для сохранения точности стиля изложения.
ЭКСТРАВЕРТИРУЕМОЕ МЫШЛЕНИЕ | ИНТРОВЕРТИРУЕМОЕ МЫШЛЕНИЕ |
Обеспечивается объективными данными — фактами и позаимствованными мыслями. | Обеспечивается субъективными и бессознательными источниками — архетипами. |
Полагается на факты опыта и считает абстрактную идею несущественной и не имеющей большой важности. | Полагается на абстрактную идею как на решающий фактор, и оценивает факты главным образом как иллюстрирующие доказательства идеи. |
Правильность и ценность менее расположены в мыслителе, чем вне его в фактах, которые имеют более решающее значение, чем сам мыслящий. | Правильность и ценность зависят от самого мыслителя, его энергии представления, его оценки и используют внутреннее богатство унаследованного опыта. |
Целью является решение практических проблем, открытие и классификация фактов, критика и модификация принятых в общих чертах идей, планирование программ и разработка формул. | Целью является формулировка вопросов, создание теорий, раскрытие перспектив, отдавание озарению, и в конце — смотреть, как внешние факторы вписываются в рамку идеи или разработанной теории. |
Подробно останавливаются на деталях в конкретном случае, включая не относящиеся к делу. | Ухватывает сходство конкретных случаев, отбрасывая не относящееся к делу. |
Опасность заключается в тенденции множить факты до тех пор, пока их значение не подавит и не парализует мыслительного. | Опасность заключается в тенденции пренебрегать фактами или подгонять их согласно идее, отбирая только те, которые эту идею поддерживают. |
Состоит из последовательности конкретных представлений, которые приводятся в движение не столько внутренней мыслительной деятельностью, сколько меняющимся потоком чувственных восприятий. | Состоит из внутренней мыслительной деятельности, слабо увязанной, если увязанной вообще с потоком чувственных впечатлений, которые ослаблены яркостью внутренних впечатлений. |
ЭКСТРАВЕРТИРУЕМОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ | ИНТРОВЕРТИРУЕМОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ |
Определяется, главным образом, объективным фактором; служит для того, чтобы сделать чувство личности корректным, что происходит, обычно, при всех обстоятельствах. | Определяется, главным образом, субъективным фактором; служит ориентиром для эмоционального принятия или отклонения различных аспектов жизни. |
Оно, следовательно, адаптирует личность к объективной ситуации. | Оно, следовательно, адаптирует ситуацию к личности простым процессом исключения или включения неприемлемого. |
Целиком зависит от идеалов, условностей и обычаев окружения, и, пожалуй, более обширное, чем глубокое. | Зависит от абстрактных чувственных идеалов, таких как любовь, патриотизм, религия и верность, и, пожалуй, более глубокое и пылкое, чем обширное. |
Его правильность и ценность не простирается на личность, а на вне ее — коллективные идеалы общества, которые обычно принимаются беспрекословно. | Его правильность и ценность зависит исключительно от самой личности, ее внутреннего богатства и ее возможностей оценки и представления. |
Его целью является формирование и поддержание легких и гармоничных эмоциональных отношений с другими людьми. | Его целью является поощрение и защита интенсивной внутренней эмоциональной жизни, и насколько это возможно — внешнее осуществление и реализация внутреннего идеала. |
Охотно выражается и также разделяется с другими, создавая и вызывая подобное чувство, и устанавливая теплую симпатию и взаимопонимание. | Может быть непреодолимым для выражения вообще, и, таким образом, производить впечатление холодности по отношению к малозначимому, быть абсолютно непонятным. |
Опасность заключается в тенденции всецело подавлять личную точку зрения, становиться целым «процессом чувствования» вместо личного чувства, создавая эффект лицемерия и позы. | Опасность заключается в тенденции не находить объективного осуществления или реализации, или отдушины, или выражения, и таким образом жить на основании сентиментальности, иллюзии и жалости к самому себе. |
ЭКСТРАВЕРТИРУЕМОЕ ОЩУЩЕНИЕ | ИНТРОВЕРТИРУЕМОЕ ОЩУЩЕНИЕ |
Подавляет, насколько это возможно, субъективный элемент впечатления от ощущения. | Подавляет, насколько это возможно, объективный элемент впечатления от ощущения. |
Скорее оценивает объект, который ощущал, чем субъективное впечатление, о котором он едва отдает себе отчет. | Скорее оценивает субъективное впечатление, создаваемое объектом, чем сам объект, о котором он едва отдает себе отчет. |
Видит предметы фотографично, впечатление является постоянно одной из конкретных реальностей и ничего более. «Примула с речного берега» — просто примула. | Видит предметы приукрашенными субъективным фактором, впечатление постоянно вызывается только объектом и вытекает из подсознательного в форме некоторых значений или многозначностей. |
Ведет к конкретному удовольствию, понимая кратковременное и очевидное существование вещей, и только это. | Ведет к идеям через активацию архетипов, понимая основы физического мира лучше, чем то, что на его поверхности. |
Внимание сосредоточено на особо прочных стимулах, которые неизменно становятся центром интересов, так что жизнь кажется полностью под влиянием случайных внешних событий. | Внимание очень избирательно, целиком управляется внутренней плеядой интересов, так что невозможно предсказать, какие внешние стимулы захватывают и удерживают внимание. |
Раскрывает весьма приятный внешний облик, очень богатый хаотичным опытом и неклассифицированными знаниями по поводу необъясненных фактов. | Раскрывает чрезвычайно эксцентричный и индивидуальный внутренний облик, видящий недоступное для других и могущий казаться очень иррациональным. |
Должно быть сбалансировано интровертируемым суждением, иначе оно создает поверхностную, всецело эмпирическую личность, со множеством предрассудков и безнравственным поведением за исключением общепринятых условностей и табу. | Должно быть сбалансировано экстравертируемым рассуждением, иначе оно создает молчаливую, недоступную личность, абсолютно некоммуникабельную, не способную к разговору за исключением общепринятых банальностей по поводу погоды и других общепринятых интересов. |
ЭКСТРАВЕРТИРУЕМАЯ ИНТУИЦИЯ | ИНТРОВЕРТИРУЕМАЯ ИНТУИЦИЯ |
Использует внутреннее понимание в интересах объективной ситуации. | Использует объективную ситуацию в интересах внутреннего восприятия. |
Рассматривает непосредственную ситуацию как тюрьму, из которой требуется безотлагательный побег, и стремится спастись путем некоторого решительного изменения объективной ситуации. | Рассматривает непосредственную ситуацию как тюрьму, из которой требуется безотлагательный побег, и стремится спастись через некоторое решительное изменение субъективного понимания объективной ситуации. |
Полностью нацелена на внешние объекты, разыскивая возникающие возможности, и пожертвует всем, кроме таких возможностей, когда они будут найдены. | Черпает движущую силу от внешних объектов, но никогда не останавливается на наружных возможностях, будучи захвачен, предпочтительно, отыскиванием новых углов зрения и понимания жизни. |
Может быть художественной, научной, механической, изобретательной, производственной, коммерческой, социальной, политической или предприимчивой. | Может творчески использоваться в разных областях : художественных, литературных, научных, изобретательских, философских или религиозных. |
Легко и естественно находит самовыражение. | Самовыражение находит с трудом. |
Величайшая ценность заключается в продвижении и инициации новых предприятий. | Величайшая ценность заключается в интерпретации жизни и содействии ее пониманию. |
Требует развития балансирующего суждения, не только для критики и оценки интуитивного энтузиазма, но и для остановки его, чтобы завершить его различные действия. | Требует развития балансирующего суждения, не только для критики и оценки интуитивного понимания, но и для того, чтобы сделать его возможным наделять своим видением других и чтобы приносить им самую наибольшую пользу в мире. |
Обе характеризуются привычным предвкушением; обе обладают способностью к быстрому восприятию.
4. Общие выводы.
Соционика является самостоятельным направлением развития теории К.Г.Юнга с более глубокой степенью детализации анализа психологического типа личности и межличностных отношений (на базе теории интертипных отношений), и представляет собой экстравертный путь развития этой теории, используя принцип отражения [ 6 ] (движение информации от объекта к субъекту).
Типоведение является самостоятельным направлением развития теории К.Г.Юнга с более общей степенью детализации анализа психологического типа личности и межличностных отношений (на базе сравнения предпочтений), и представляет собой интровертный путь развития этой теории, используя принцип проецирования [ 6 ] (движение информации от субъекта к объекту).
Оба эти направления представляют собой диалектическое единство «двух сторн одной медали» и их использование в практической деятельности, в зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации, позволит получить более полную картину психологического типа личности и межличностных отношений.
Литература:
1. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер с нем.: Под общ ред. В.В.Зелинского — Мн.: ООО «Попурри», 1998.
2. Гуленко В.В. Разными путями к одной цели (Сопоставление соционики с американской теорией типа).//Социон, №2., 1997.
3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. -Новосибирск : 1997.
4. Тихонов А.П. Соционика и типоведение — сходство и различия // Соционика, ментология и психология личности, №3.,1998.
5. Савченко С.В. Функции-шмункции или тяжело в деревне без нагана. — Днепродзержинск : Рукопись., 1997.
6. Гуленко В.В. Насколько прочны основания соционики? Онтология коммуникативных функций. — К.: Рукопись., 1998.
7. Isabel Briggs Myers with Peter B.Myers. GIFTS DIFFERING., Consulting Psychologist Press, Inc., Palo Alto, Calif., 1980.
8. Ермак В.Д. Словарь аспектов информационного потока // Соционика, ментология и психология личности, №1,2,1998.
9. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений // Соционика, ментология и психология личности, №2,3,1997.
10. Тихонов А.П., Лапина И.В. Гипотеза совпадений или совпадение гипотез — Доклад на ____ Международной конференции по соционике, Киев, 1998.
11. Докштейн С.Я., Макарова Е.А., Радоминова С.С. Практический курс перевода научно-технической литературы (английский язык). Изд. 2-е, исправл. — М.: Военное издательство, 1967.
12. О.Крегер, Дж.М.Тьюсон. Типы людей — М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.
13. Otto Kroeger and Janet M.Thuesen. TYPE TALK., A Dell Trade Paperback, New York, 1989.
14. Павлов В.Л. Существует ли признак статика-динамика? //Бюллетень «Соционические чтения» №2(2), 1997.
15. Еще раз о признаке статика/динамика. Соционика — шаг в завтра. В.Л.Павлов, С.Э.Пецольд и др.// Бюллетень «Соционические чтения» №8(11), 1998.
16. Аугустинавичюте А. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике // Соционика, ментология и психология личности, №2,1998.
17. Аугустинавичюте А. Социон // Соционика, ментология и психология личности, №4,5,1996.
18. Медведев Н.Н. О возможностях построения психологической модели личности для моделирования межличностных отношений // Соционика, ментология и психология личности, №1,2,1998.
19. Гиршович Д., Филимонов С., Шепетько Е., Шехтер Ф. Аспекты: смысловое содержание. Рукопись