СОЦИОНИКА И ТИПОВЕДЕНИЕ — ЭКСТРАВЕРТНЫЙ И ИНТРОВЕРТНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ К.Г.ЮНГА

Тихонов А.П. СОЦИОНИКА     И     ТИПОВЕДЕНИЕ — ЭКСТРАВЕРТНЫЙ И ИНТРОВЕРТНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ К.Г.ЮНГА // Соционика, ментология и психология личности – 1998, №5, — с.40-45,  

ПовторноМенеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, 2004, № 12

Показано различие в подходах соционики и типоведения к развитию теории К.Г.Юнга о психологическом типе личности.

Ключевые слова: соционика, типоведение, психическая функция, психический процесс, психологический тип.

Теория К.Г.Юнга [ 1 ] о психологических типах личности получила свое дальнейшее развитие по двум самостоятельным направлениям — соционика и типоведение. Довольно подробный сопоставительный анализ этих двух путей развития был проведен В.В.Гуленко [ 2 ]. Кроме того, были описаны отдельные различия в используемых моделях [ 3, 4 ] и подходах к понятию «психическая функция» [ 5, 6 ].

Тщательный анализ соционической литературы и сопоставление его с первоисточником типоведения — работой И.Бриггс-Майерс и П.Б.Майерс «Различия даров» [ 7 ], позволили найти новые интересные различия между соционикой и типоведением.

1. К.Г.Юнг — основные положения.

Известно, что Юнгом  были выделены четыре «психические функции» [ 1 ]: мышление, чувства, ощущения и интуиция. При их описании он буквально одной фразой упомянул о том, что функции мышления и чувства — рациональны, а ощущение и интуиция — иррациональны. Далее Юнг уже описывал выделяемые им  группы психологических типов как рациональные и иррациональные.

Кроме того, им было выделено две установки психики: экстравертная и интровертная. Так же, одной фразой, Юнг высказал предположение о том, что экстравертная или интровертная установки могут быть отнесены не ко всему типу в целом, а к отдельной психической функции.

В общем виде Юнгом были описаны восемь психологических типов.

2. Соционика — экстравертный путь развития.

А.Аугустинавичюте, развивая теорию Юнга, заменила три из четырех названий психических функций и детализировала эти понятия, расщепив каждую из них на две составляющих — экстравертную (объектную, черную) и интровертную (субъектную, белую), разработала «Модель А» и получила в результате 16 типов.

Кроме того, ею и ее коллегами была разработана теория коммуникативных аспектов, широко используемая в соционике. «Аспект» рассматривается как отдельный «элемент» полного информационного потока, воспринимаемого психикой человека [ 8 ]. Практически, в модели А, «…аспект дихотомически противопоставляется функции по принципу сырье/инструмент. Функция словно инструмент «перемалывает» поступающее сырье — поток информационных аспектов» [ 6 ].

Также А.Аугустинавичюте была разработана теория интертипных отношений [ 9 ].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

соционика, по сравнению с исходной типологией К.Г.Юнга, является теорией с более глубокой  степенью  детализации  анализа   психологического типа личности (более подробно см.     [10]);

соционика является экстравертным путем развития теории К.Г.Юнга, поскольку: во-первых, информационный поток существует объективно, и в его составе существуют составляющие — «аспекты», обрабатываемые соответствующими «экстравертными» или «интровертными» психическими функциями, а во-вторых — сами соционические термины «экстравертированная (или экстравертная)» / «интровертированная (или интровертная)» функция предполагает заранее (от природы?..) определенную их вертность по отношению к самому типу.

Возможно, это обусловлено тем, что ТИМ создательницы соционики А.Аугустинавичюте экстравертен — ИЛЭ, или ENTP по американскому варианту обозначения.

3. Типоведение — интровертный путь развития.

И. Бриггс-Майерс, продолжая труд своей матери К.Бриггс, пошла другим путем [ 7 ]. Заменив термин Юнга «функция» на «процесс» и объединив его с «установками», она получила четыре «предпочтения» или «предрасположенности» (preference). Таким образом произошло укрупнение понятий Юнга, а следовательно — степень детализации анализа психологического типа личности стала более общей [ 10 ] по сравнению с Юнгом и с соционикой, хотя количество типов также стало равно 16. Интертипные отношения здесь рассматриваются только путем анализа различных «предпочтений».

Кроме того, при описании «психических процессов» восприятия или суждения личности в типоведении [ 7 ] используются термины «extraverted process»  и «introverted process» , что соответствует пассивному залогу [ 11 ], и на русский язык переводится как «процесс, который экстравертирован, или экстравертируемый» или «интровертируемый», соответственно. Т.е. в данном случае процесс экстравертируется или интровертируется личностью субъективно. Налицо субъективный, т.е. интровертный подход!!!

Возможно, это обусловлено тем, что ТИМ основоположницы типоведения И.Бриггс-Майерс  — INFP, что соответствует ИЭИ в соционике. (Эта информация получена в частной переписке с САРТ — «Центром по применению психологических типов», США).

Между прочим, этот нюанс с использованием активного и пассивного залога не был замечен переводчиками известной у нас книги О.Крегера и Дж.М.Тьюсон «Типы людей» [ 12], которые в разделе «Appendix 2» допустили ошибку при переводе описания доминантной и вспомогательной функций. Используемые в оригинале [ 13 ] термины «Introverted Sensing» и «Extraverted Thinking» они перевели активным залогом «интровертная сенсорность» и «экстравертный рационализм» (а в этом случае еще и двойная подмена терминов, ведь слово «thinking» переводится как «мышление«), внеся еще большую сумятицу в умы некоторых социоников [ 14, 15 ], хотя там же [ 12 ] черным по белому написано: «…Короче говоря, Экстраверты экстраверсируют  свою «доминирующую функцию», Интроверты, со своей стороны, экстраверсируют свою «вспомогательную функцию»(выделено мной — А.Т.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

типоведение, по сравнению с исходной типологией К.Г.Юнга, является теорией с более общей степенью детализации анализа психологического типа личности [ 10 ];

типоведение является интровертным путем развития теории К.Г.Юнга, поскольку: во-первых, здесь не учитывается наличие объективно существующего  потока информации, а во-вторых — субъект, т.е. личность, сам экстравертирует или интровертирует работу своего «психического процесса».

Но самое интересное заключается в том, что описание смыслового содержания «экстравертируемых и интровертируемых психических процессов» [ 7 ], используемое в типоведении, практически не соответствует различным описаниям смыслового содержания «информационных аспектов», используемых в соционике [ 8, 16, 17, 18, 19 ]. Желающие сравнить — могут сделать это самостоятельно. Ниже приводятся четыре сопоставительных таблицы «экстравертируемых и интровертируемых процессов», сделанные еще Катариной Бриггс в процессе ее первоначального изучения книги К.Г.Юнга «Психологические типы» [ 1 ], и включенные ее дочерью Изабеллой Бриггс-Майерс в [ 7 ]. Таблицы приводятся в подстрочном переводе, сделанном мной, для сохранения точности стиля изложения.

ЭКСТРАВЕРТИРУЕМОЕ
МЫШЛЕНИЕ
ИНТРОВЕРТИРУЕМОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Обеспечивается объективными данными — фактами и позаимствованными мыслями. Обеспечивается субъективными и бессознательными источниками — архетипами.
Полагается на факты опыта и считает абстрактную идею несущественной и не имеющей большой важности. Полагается на абстрактную идею как на решающий фактор, и оценивает факты главным образом как иллюстрирующие доказательства идеи.
Правильность и ценность менее расположены в мыслителе, чем вне его в фактах, которые имеют более решающее значение, чем сам мыслящий. Правильность и ценность зависят от самого мыслителя, его энергии представления, его оценки и используют внутреннее богатство унаследованного опыта.
Целью является решение практических проблем, открытие и классификация фактов, критика и модификация принятых в общих чертах идей, планирование программ и разработка формул. Целью является формулировка вопросов, создание теорий, раскрытие перспектив, отдавание озарению, и в конце — смотреть, как внешние факторы вписываются в рамку идеи или разработанной теории.
Подробно останавливаются на деталях в конкретном случае, включая не относящиеся к делу. Ухватывает сходство конкретных случаев, отбрасывая не относящееся к делу.
Опасность заключается в тенденции множить факты до тех пор, пока их значение не подавит и не парализует мыслительного. Опасность заключается в тенденции пренебрегать фактами или подгонять их согласно идее, отбирая только те, которые эту идею поддерживают.
Состоит из последовательности конкретных представлений, которые приводятся в движение не столько внутренней мыслительной деятельностью, сколько меняющимся потоком чувственных  восприятий. Состоит из внутренней мыслительной деятельности, слабо увязанной, если увязанной вообще с потоком чувственных впечатлений, которые ослаблены яркостью внутренних впечатлений.

ЭКСТРАВЕРТИРУЕМОЕ
ЧУВСТВОВАНИЕ  
ИНТРОВЕРТИРУЕМОЕ
ЧУВСТВОВАНИЕ
Определяется, главным образом, объективным фактором; служит для того, чтобы сделать чувство личности корректным, что происходит, обычно, при всех обстоятельствах. Определяется, главным образом, субъективным фактором; служит ориентиром для эмоционального принятия или отклонения различных аспектов жизни.  
Оно, следовательно, адаптирует личность к объективной ситуации. Оно, следовательно, адаптирует ситуацию к личности простым процессом  исключения или включения неприемлемого.
Целиком зависит от идеалов, условностей и обычаев окружения, и, пожалуй, более обширное, чем глубокое. Зависит от абстрактных чувственных идеалов, таких как любовь, патриотизм, религия и верность, и, пожалуй, более глубокое и пылкое, чем обширное.  
Его правильность и ценность не простирается на личность, а на вне ее — коллективные идеалы общества, которые обычно принимаются беспрекословно. Его правильность и ценность зависит исключительно от самой личности, ее внутреннего богатства и ее возможностей оценки и представления.
Его целью является формирование и поддержание   легких  и  гармоничных эмоциональных отношений с другими людьми. Его целью является поощрение и защита  интенсивной  внутренней эмоциональной жизни, и насколько это возможно — внешнее осуществление и реализация внутреннего идеала.
Охотно выражается и также разделяется с другими, создавая и вызывая подобное чувство, и устанавливая теплую симпатию и взаимопонимание. Может быть непреодолимым для выражения вообще, и, таким образом, производить впечатление холодности по отношению к малозначимому, быть абсолютно непонятным.
Опасность заключается в тенденции всецело подавлять личную точку зрения, становиться целым «процессом чувствования» вместо личного чувства, создавая эффект  лицемерия и позы. Опасность заключается в тенденции не находить объективного осуществления или реализации, или отдушины, или выражения, и таким образом жить на основании сентиментальности, иллюзии и жалости к самому себе.

ЭКСТРАВЕРТИРУЕМОЕ
 ОЩУЩЕНИЕ
ИНТРОВЕРТИРУЕМОЕ
 ОЩУЩЕНИЕ
Подавляет, насколько это возможно, субъективный  элемент впечатления от ощущения. Подавляет, насколько это возможно, объективный элемент впечатления от ощущения.
Скорее оценивает объект, который ощущал, чем субъективное впечатление, о котором он едва отдает себе отчет. Скорее оценивает субъективное впечатление, создаваемое объектом, чем сам объект, о котором он едва отдает себе отчет.
Видит предметы фотографично, впечатление является постоянно одной из конкретных реальностей и ничего более. «Примула с речного берега» — просто примула. Видит предметы приукрашенными субъективным фактором, впечатление постоянно вызывается только объектом и вытекает из подсознательного в форме некоторых значений или многозначностей.
Ведет к конкретному удовольствию, понимая кратковременное и очевидное существование вещей, и только это. Ведет к идеям через активацию архетипов, понимая основы физического мира лучше, чем то, что на его поверхности.
Внимание сосредоточено на особо прочных  стимулах,  которые  неизменно становятся центром интересов, так что жизнь кажется полностью под влиянием случайных внешних событий. Внимание очень избирательно, целиком  управляется  внутренней плеядой интересов,  так что невозможно предсказать, какие внешние стимулы захватывают и удерживают внимание.
Раскрывает весьма приятный внешний облик, очень богатый хаотичным опытом и неклассифицированными знаниями по поводу необъясненных фактов.       Раскрывает чрезвычайно эксцентричный и индивидуальный внутренний  облик, видящий недоступное для других и могущий казаться очень   иррациональным.
Должно быть сбалансировано интровертируемым суждением, иначе оно создает поверхностную, всецело эмпирическую личность, со множеством предрассудков и безнравственным поведением за исключением общепринятых условностей и табу. Должно  быть  сбалансировано экстравертируемым рассуждением, иначе оно создает молчаливую, недоступную личность, абсолютно некоммуникабельную, не способную к разговору за исключением общепринятых   банальностей по поводу погоды и других общепринятых интересов.
ЭКСТРАВЕРТИРУЕМАЯ
ИНТУИЦИЯ
ИНТРОВЕРТИРУЕМАЯ
ИНТУИЦИЯ  
Использует внутреннее понимание в интересах объективной ситуации. Использует объективную ситуацию в интересах внутреннего восприятия.
Рассматривает непосредственную ситуацию как тюрьму, из которой требуется безотлагательный побег, и стремится спастись путем некоторого решительного изменения объективной ситуации. Рассматривает непосредственную ситуацию как тюрьму, из которой требуется безотлагательный побег, и стремится спастись через некоторое решительное изменение субъективного  понимания  объективной  ситуации.
Полностью нацелена на внешние объекты, разыскивая возникающие возможности, и пожертвует всем, кроме таких возможностей, когда они будут найдены. Черпает движущую силу от внешних объектов, но никогда не останавливается на наружных возможностях, будучи захвачен, предпочтительно, отыскиванием новых углов   зрения и понимания жизни.
Может быть художественной, научной, механической, изобретательной, производственной, коммерческой, социальной, политической или предприимчивой. Может творчески использоваться в разных областях : художественных, литературных, научных, изобретательских, философских или религиозных.
Легко и естественно находит самовыражение. Самовыражение находит с трудом.
Величайшая ценность заключается в продвижении и инициации новых предприятий. Величайшая ценность заключается в интерпретации жизни и содействии ее пониманию.
Требует развития балансирующего суждения, не только для критики и оценки интуитивного энтузиазма, но и для остановки его, чтобы завершить его различные действия. Требует развития балансирующего суждения, не только для критики и оценки интуитивного понимания, но и для того, чтобы сделать его возможным наделять своим видением других и чтобы приносить им самую наибольшую пользу в мире.

Обе характеризуются привычным предвкушением; обе обладают способностью к быстрому восприятию.

4. Общие выводы.

Соционика является самостоятельным направлением развития теории К.Г.Юнга с более глубокой степенью детализации анализа психологического типа личности и межличностных отношений (на базе теории интертипных отношений), и представляет собой экстравертный путь развития этой теории, используя принцип отражения [ 6 ] (движение информации от объекта к субъекту).

Типоведение является самостоятельным направлением развития теории К.Г.Юнга с более общей степенью детализации анализа психологического типа личности и межличностных отношений (на базе сравнения предпочтений), и представляет собой интровертный путь развития этой теории, используя принцип проецирования [ 6 ] (движение информации от субъекта к объекту).

Оба эти направления представляют собой диалектическое единство «двух сторн одной медали» и их использование в практической деятельности, в зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации, позволит получить более полную картину психологического типа личности и межличностных отношений.

Литература:

1. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер с нем.: Под общ ред. В.В.Зелинского — Мн.: ООО «Попурри», 1998.

2. Гуленко В.В. Разными путями к одной цели (Сопоставление соционики с американской теорией типа).//Социон, №2., 1997.

3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. -Новосибирск : 1997.

4. Тихонов А.П. Соционика и типоведение — сходство и различия // Соционика, ментология и психология личности, №3.,1998.

5. Савченко С.В. Функции-шмункции или тяжело в деревне без нагана. — Днепродзержинск : Рукопись., 1997.

6. Гуленко В.В. Насколько прочны основания соционики? Онтология коммуникативных функций. — К.: Рукопись., 1998.

7. Isabel Briggs Myers with Peter B.Myers. GIFTS DIFFERING., Consulting Psychologist Press, Inc., Palo Alto, Calif., 1980.

8. Ермак В.Д. Словарь аспектов информационного потока // Соционика, ментология и психология личности, №1,2,1998.

9. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений // Соционика, ментология и психология личности, №2,3,1997.

10. Тихонов А.П., Лапина И.В. Гипотеза совпадений или совпадение гипотез — Доклад на ____ Международной конференции по соционике, Киев, 1998.

11. Докштейн С.Я., Макарова Е.А., Радоминова С.С. Практический курс перевода научно-технической литературы (английский язык). Изд. 2-е, исправл. — М.: Военное издательство, 1967.

12. О.Крегер, Дж.М.Тьюсон. Типы людей — М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.

13. Otto Kroeger and Janet M.Thuesen. TYPE TALK., A Dell Trade Paperback, New York, 1989.

14. Павлов В.Л. Существует ли признак статика-динамика? //Бюллетень «Соционические чтения» №2(2), 1997.

15. Еще раз о признаке статика/динамика. Соционика — шаг в завтра. В.Л.Павлов, С.Э.Пецольд и др.// Бюллетень «Соционические чтения» №8(11), 1998.

16. Аугустинавичюте А. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике // Соционика, ментология и психология личности, №2,1998.

17. Аугустинавичюте А. Социон // Соционика, ментология и психология личности, №4,5,1996.

18. Медведев Н.Н. О возможностях построения психологической модели личности для моделирования межличностных отношений // Соционика, ментология и психология личности, №1,2,1998.

19.  Гиршович Д., Филимонов С., Шепетько Е., Шехтер Ф. Аспекты: смысловое содержание. Рукопись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *